ТРАНСЖАТ

Международная деятельность РЖД - вызовы времени

Созданные в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества гармонизированные правовые условия функционирования железнодорожного транспорта, единые требования к инфраструктуре и подвижному составу, многосторонние механизмы использования стандартов способствуют эффективной работе железных дорог Содружества на рынке грузовых и пассажирских перевозок в международном сообщении.
О международной деятельности ОАО «РЖД» в этих сложных условиях пойдет речь в материалах статьи нашего корреспондента.


На повестке дня Совета всегда стоят самые актуальные вопросы международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта, решение которых обеспечивает надежность и стабильность межгосударственных транспортно-экономических связей и способствует росту объемов перевозок в международном сообщении. Заседания Совета, проведенные в 2020 году в формате заочного голосования, не явились исключением. Как и раньше основные вопросы повестки дня были посвящены прежде всего эксплуатационной работе желез­ных дорог по перевозкам грузов. Отмечено, что по железнодорожной сети Содружества за девять месяцев 2020 года перевезено 1456,9 млн тонн грузов, что ниже уровня аналогичного периода 2019 года на 3,7%. Перевозки грузов в международном сообщении уменьшились на 11,5%. Вместе с тем перевозки грузов в контейнерах увеличились к аналогичному периоду 2019 года на 16,3%.

Советом принято решение о продлении на 2020/21 срока действия текущего графика движения пассажирских поездов международного железнодорожного сообщения, поездов приграничного пригородного (регионального) железнодорожного сообщения, а также курсирования прицепных и беспересадочных вагонов, плана формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами и порядка направления вагонопотоков в международном сообщении.
Утверждены и вводятся в действие размеры грузового движения по межгосударственным стыковым пунктам (МГСП) на 2020/21 год. В целях обеспечения курсирования грузовых поездов в международном сообщении решено провести стыковые совещания по совершенствованию работы МГСП, уделив особое внимание вопросам увязки всех технологических нормативов работы МГСП, включая нормы на обработку составов поездов, оборота локомотивов и локомотивных бригад.

Также стоит отметить востребованность грузовых перевозок в вагонах инвентарного парка, что является результатом реализации решения Совета о применении с 1 мая 2018 года проиндексированных ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств. Советом сохранены на 2021 год размеры действующих ставок платы за пользование грузовыми вагонами по всем родам подвижного состава.

В условиях продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции Советом отмечена особая значимость мероприятий, направленных на защиту здоровья работников железных дорог. В целях обеспечения бесперебойного перевозочного процесса железнодорожным администрациям рекомендовано осуществлять обмен информацией о принимаемых мерах по минимизации негативных последствий, вызванных пандемией, а также использовать в работе технологии, направленные в том числе на внедрение преимущественно дистанционных форм взаимодействия.

В части Тарифной политики железных дорог государств — участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2021 фрахтовый год Советом рекомендовано железнодорожным администрациям — участницам Тарифного Соглашения устанавливать экономически обоснованные тарифы на перевозки отдельных грузов на взаимовыгодных условиях под конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами государств — участников СНГ, активнее использовать возможности применения сквозных ставок на перевозки грузов в международном сообщении для привлечения грузов на железнодорожный транспорт.

В 2020 году продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы Совета, в том числе и по грузовым перевозкам. По ее итогам утверждены изменения и дополнения в 27 нормативных документов, определяющих условия эксплуатации грузовых вагонов, технического содержания и ремонта, учета и расчетов за пользование, безопасности движения поездов, перевозок грузов и т. п., всего же в текущем году рассмотрено и утверждено 65 документов, в том числе 9 новых, и 56 изменений и дополнений в действующие.

По инициативе ОАО «РЖД» в 2020 году подготовлены и внесены изменения и дополнения в договоры и соглашения Органи­зации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), направленные на повышение доходов компании от перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении и создание благоприятных правовых условий по их организации и осуществлению.

Отвечая на потребности транспортно-логистических компаний холдинга, по инициативе ОАО «РЖД» в рамках ОСЖД подготовлен проект Соглашения о перевозке контейнеров в составе контейнерных поездов в международном сообщении. Соглаше­нием определено понятие «контейнерный поезд», регламентированы ключевые вопросы перевозки. Принятие соглашения позволит создать более привлекательные условия перевозки контейнеров для клиентов.

В части деятельности по совершенствованию СМГС по инициативе ОАО «РЖД» начала работу группа для изучения предложения китайской стороны о возможности придания накладной СМГС товарно-распорядительных функций. С 1 июля 2020 года вступила в силу новая редакция документа, полностью адаптированная к современным условиям перевозок.

В рамках очередного двухгодичного цикла проведена актуализация Приложения «Правила перевозок опасных грузов» к СМГС в связи с изменениями в Типовых правилах ООН по перевозке опасных грузов и других международных соглашений в этой сфере, что позволит на единых правовых условиях осуществлять перевозки опасных грузов в евро-азиатском сообщении.
Продолжатся работы по переработке совместных памяток ОСЖД/МСЖД в международные технические решения с целью дальнейшего придания документам, регламентирующим эксплуатационные аспекты, статуса всемирно признаваемых стандартов ИСО и МЭК.

В области цифровизации особое внимание было уделено вопросам реализации проектов по информационному сопровождению международных железнодорожных грузовых перевозок и признания электронных транспортных документов с электронной цифровой подписью в трансграничном сообщении.
В целях реализации принятого в рамках ОСЖД решения о создании Академии Организации принято Положение об Академии, а также ведется работа по типовым программам обучения сотрудников по нормативно-правовой базе ОСЖД. Также приняты документы ОСЖД, связанные с функционированием Академии ОСЖД и вопросами проведения пилотных проектов обучения.

Реализация программ обучения позволит получить мультипликативный эффект: с одной стороны, компания будет обладать штатом высококвалифицированных специалистов, занятых в международном перевозочном процессе, с другой стороны, на основе их предложений в договоры и соглашения ОСЖД будут вноситься необходимые с практической точки зрения изменения, что в конечном счете будет способствовать росту объемов международных перевозок грузов и пассажиров.

Предварительно согласован текст документа, регламентирующего вопросы размещения и крепления грузов в контейнерах. Параллельно в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) ведется работа по дополнению аналогичными положениями Кодекса практики ИМО/МОТ/ЕЭК ООН по укладке грузов в грузовые транспортные единицы.

В рамках участия представителей холдинга в деятельности Международного координа­ционного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) организовано тесное взаимодействие с участниками транспортного рынка для решения вопросов развития контейнерных перевозок железнодорожным транспортом, привлечения дополнительных объемов грузов, совершенствования технологии работы погранпереходов.

Продолжается работа по внедрению автоматизированной разработки расписаний движения международных маршрутных контейнерных поездов и интеграция с автоматизированными системами по разработке расписаний движения контейнерных поездов железных дорог — участниц перевозок контейнерных грузов в сообщении Азия — Европа, что позволит обеспечить предсказуемость и стабильность сроков доставки и, следовательно, повысит конкурентоспособность железнодорожных контейнерных сервисов. Выра­батываются предложения по созданию новой и актуализации действующей нормативной правовой базы, регламентирующей международные железнодорожные грузовые перевозки.
В 2020 году ДЗО ОАО «РЖД» (ОТЛК ЕРА и АО «РЖД Логистика) совместно с Секретариатом КСТП провели огромную работу по развитию сервиса перевозок почтовых отправлений в составе контейнерных поездов. В завершающей стадии находится подготовка к тестовым перевозкам контейнеров в межгосударственном сообщении с использованием электронных пломб (использование одного ЭЗПУ на всем пути следования по территориям нескольких стран).

По итогам 96-й сессии Генеральной ассамблеи МСЖД генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» О. В. Белозеров 15 июля 2020 года подписал Декларацию МСЖД по устойчивому развитию, открытую для присоединения в декабре 2019 года. Провозглашенные в новом документе цели предусматривают приверженность железнодорожных компаний к сокращению удельного потребления энергии и объема выбросов CO2, достижению углеродной нейтральности к 2050 году и реализации целей ООН в области устойчивого развития.

Присоединение ОАО «РЖД» к указанной Декларации позволит продемонстрировать широкому кругу международных партнеров готовность компании вносить активный вклад в реализацию Парижского соглашения по борьбе с изменениями климата.

В рамках Председательства ОАО «РЖД» в Международном совете МСЖД по железнодорожным исследованиям (МСЖИ) 9 июня 2020 года состоялось Пленарное заседание МСЖИ, в котором приняли участие руководство штаб-квартиры МСЖД и члены совета, представляющие пять континентов — Европу, Азию, Австралию, Африку и Латинскую Америку.

Результатом мероприятия стало принятие Стратегического плана работы МСЖИ на период 2020—2022 годов, разработанного ОАО «РЖД» и направленного на поддержку научных исследований и внедрение инноваций. Одним из ключевых положений плана является формирование всемирного банка данных научных исследований и разработок в области железнодорожного транспорта.

Особое значение имело сотрудничество ОАО «РЖД» и МСЖД по вопросам предотвращения распространения пандемии COVID-19 и минимизации ее последствий для секторов грузовых и пассажирских перевозок.

ОАО «РЖД» наряду с более чем 60 другими членами МСЖД и представителями 14 международных организаций активно участвовало в заседаниях созданной по инициативе штаб-квартиры МСЖД Целевой группы COVID-19, где происходил обмен мнениями и наилучшими практиками по организации работы железнодорожного транспорта в условиях пандемии. Использование практических руководств, подготовленных МСЖД, позволили холдингу «РЖД» повысить эффективность мер по борьбе с распространением пандемии в Российской Федерации.

Важнейшим итогом прошедшего года стала практическая реализация проекта ИНТЕРТРАН, предусматривающего переход на интермодальные, полностью безбумажные перевозки. Среди главных эффектов проекта — сокращение оформления грузов на 4 суток.

По состоянию на начало ноября 2020 года общее число контейнеров, перевезенных с использованием информационной технологии ИНТЕРТРАН на станции назначения ОАО «РЖД», составило почти 9 тыс. ед. Среднемесячный рост объемов перевозок контейнеров с использованием информационной технологии ИНТЕРТРАН в 2020 году составил 36%.
На станции Колядичи Бело­русской железной дороги 3? сентября 2020 года завершена пилотная интермодальная перевозка контейнеров, отправленных из китайского порта Нингбо через порт Владивосток транзитом по Российской Федерации в Республику Беларусь. Она стала первой в истории транзитной наземной перевозкой контейнеров в сообщении Азия — Европа, осуществленной полностью в цифровом формате.
22 октября в ходе международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение. 1520» ОАО «РЖД» и ООО «Управляющая компания «Дело», головная компания Группы «Дело», заключили соглашение о сотрудничестве при организации железнодорожных контейнерных перевозок, направленное на развитие этого сегмента и обеспечение глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы.

Документ подписали генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и председатель совета директоров Группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев. Соглашение носит открытый характер: в дальнейшем к нему могут присоединиться другие участники, осуществляющие контейнерные перевозки.
Стороны намерены направить совместные усилия на наращивание объемов перевозок, в том числе транзитных, во взаимодействии с морскими линиями, государственными органами, органами местного самоуправления, железнодорожными администрациями приграничных и транзитных стран, портовой инфраструктурой.

В целях реализации соглашения предполагается развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества контейнерных перевозок, организация опережающего развития инфраструктуры, цифровизация технологических процессов с взаимной интеграцией информационных систем, расширение взаимодействия на внешних рынках.
Планируется совместно развивать железнодорожные перевозки грузов в специализированных контейнерах (танк-контейнеры, термос-контейнеры, рефконтейнеры, контейнеры-зерновозы и т. п.), принимать участие в разработке современных видов железнодорожного подвижного состава (фитинговые платформы, контрейлерные вагоны и т. п.).

Целью соглашения также является оптимизация технологического и информационного взаимодействия участников перевозочного процесса, в том числе на стыках «море — порт — железная дорога» и при таможенном оформлении. Кроме того, стороны намерены осуществлять взаимодействие при разработке предложений по совершенствованию тарифного и нормативного регулирования железнодорожных контейнерных перевозок.
Также в рамках форума заключено соглашение о взаимодействии в области развития цифровых сервисов для транзитных мультимодальных перевозок с использованием технологии блокчейн между ОАО «РЖД» и ООО «Маэрск».
Подписи под документом поставили заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило и генеральный директор ООО «Маэрск» Жолт Катона. Соглашение предполагает обмен информацией о реализованных возможностях и развитии используемых компаниями блокчейн-платформ. Стороны также договорились о сотрудничестве по интеграции этих платформ и продвижению сформированных на их базе цифровых сервисов на рынок мультимодальных перевозок.

Участники панельной дискуссии «Зеленые» финансы и устойчивое развитие", прошедшей в рамках Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» 22 октября пришли к выводу, что инфраструктурные компании все чаще будут пользоваться специальными инструментами привлечения инвестиций для финансирования проектов с экологической и социальной составляющей. В частности, президент J.P. Мorgan в России Ян Тавровский сообщил, что за последние 6 лет мировой рынок «зеленого» финансирования вырос в 25 раз. «В прошлом году этот рынок достиг показателя почти в 300 млрд долларов. В этом году, несмотря на пандемию, он уже тоже подходит к этой цифре. Это большой рынок, большой объем размещений, и все больше банков, фондов и управляющих компаний заявляют о приверженности этому тренду», — сказал он.
В свою очередь, руководитель Управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал» Андрей Соловьев отметил, что примерно 15% активов европейских фондов нацелены сейчас как раз на «зеленые» облигации. По оценкам, к 2023 году этот показатель достигнет 50%.

По словам начальника Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Татьяны Орловой, ОАО «РЖД» — пионер на рынке «зеленого» финансирования в России. Однако при всей очевидной экологической дружелюбности железных дорог была проделана большая работа по получению международных сертификатов, необходимых для выпуска собственных «зеленых» облигаций. Она подчеркнула, что ОАО «РЖД» готовит перечень «зеленых» и социальных проектов компании, соответствующих международным требованиям.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1265 от 21.08.2020 года грузоотправители могут воспользоваться льготным тарифом на транзитные перевозки контейнеров по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом.

Документом предусмотрено государственное субсидирование перевозок контейнеров на направлениях через российские припортовые станции Тихоокеанского бассейна транзитом по сети российских железных дорог и далее через российские припортовые станции Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов, российские пограничные переходы с Финляндией, Республикой Бела­русь, Польшей, Азербайджаном и в обратном направлении.

Субсидии будут предоставляться ОАО «РЖД» независимо от схемы перевозки (контейнерный поезд, одиночные или групповые отправки контейнеров) и специализации контейнера. ОАО «РЖД», в свою очередь, будет начислять тариф за транзитную перевозку, уменьшенный на размер субсидии.
Размер субсидирования определен в абсолютном значении в рублевом выражении и дифференцирован по направлениям перевозок и размерам контейнеров.

Таким образом, максимальная скидка может составить:
в направлении восток — запад:
 — 20-футовый контейнер — 38?853 рубля;
 — 30-футовый контейнер — 58?280 рублей;
 — 40-футовый контейнер — 77?706 рублей;
в направлении запад — восток:
 — 20-футовый контейнер — 25?902 рубля;
 — 30-футовый контейнер — 38?853 рубля;
 — 40-футовый контейнер — 51?804 рубля.
Холдинг «РЖД» реализует отправки санкционных грузов из Европы в Китай транзитом через Россию с использованием электронных навигационных пломб. Первый груз — замороженный лосось — на первой миле был доставлен из Нидерландов в Дуйсбург, откуда железнодорожным транспортом 21 марта отправлен в Китай.

Тестовая отправка реализована в тесном сотрудничестве АО «РЖД Логистика», «ОТЛК ЕРА» с надежными иностранными партнерами, Федеральной таможенной службой, Ространснадзором и другими участниками. Маршрут транспортировки рефконтейнера проходит через Белоруссию и Казахстан по одному из базовых маршрутов UTLC ERA. Наве­шивание электронных пломб производится на железнодорожной станции Смоленск-Сортиро­вочный, снятие — на станции Карталы I. Новый сервис «Российских железных дорог» позволяет более полно использовать транзитно-логистический потенциал страны, увеличить объемы перевозок и повысить прозрачность транзита. При этом обеспечена защита национальных интересов и экономическая безопасность государства.

ОАО «РЖД» предлагает грузоотправителям механизмы повышения эффективности перевозок. Один из важных ресурсов повышения скорости доставки груза, сокращения оборота вагона, улучшения использования тяговых ресурсов — маршрутизация грузовых перевозок. За последние 4 года уровень маршрутизации на сети российских железных дорог вырос более чем на 6 процентных пунктов и достиг 53%.

Наиболее активно вопросами маршрутизации занимаются отправители угля и руды, благодаря чему этот показатель при отправке данных номенклатур достигает 88%. Однако готовность инфраструктуры путей необщего пользования к формированию составов унифицированной массы и длины не везде одинаковая. В этой связи дальнейшее развитие элеваторных путей и нефтеналивных эстакад позволит увеличить долю перевозок данных номенклатур в организованных маршрутах.
Для увеличения пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры на дефицитных направлениях ОАО «РЖД» принимает ряд технологических мер, в том числе организовывает движение поездов повышенного веса, закупает новые локомотивы. До конца текущего года на Восточный полигон поступят 126 электровозов 3ЭС5К с поосным распределением силы тяги, которые позволят обеспечить вождение поездов массой 7100 тонн из Кузбасса в порты Дальнего Востока. Для вождения таких поездов по неэлектрифицированным участкам БАМа в текущем году закупается 36 трехсекционных тепловозов 3ТЭ25К2М.

Положительным примером взаимодействия в части повышения эффективности перевозочного процесса является применение технологии обезличенного распределения вагонных парков различных собственников. Она позволяет минимизировать переработку вагонов на погрузочных и припортовых станциях, тем самым создает дополнительный резерв для увеличения объемов погрузки.
В основе данного решения лежит типовое соглашение между ОАО «РЖД», собственниками подвижного состава и грузоотправителями. В настоящее время к данной технологии присоединились 16 операторов подвижного состава, охвачено 154 направления сети, прежде всего наиболее загруженные, такие как Дальний Восток — Кузбасс.

Научно-технический совет ОАО «РЖД», в заседании которого приняли участие представители крупнейших вагоностроительных предприятий, владельцев и операторов гру­зовых вагонов, Министерства промышленности и торговли России, Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также научного и экспертного сообщества, обсудил перспективы развития грузового вагоностроения в 2025—2030 годах.

Развитие мировой экономики, урбанизация, ускорение темпов жизни формируют новую парадигму развития транспорта, когда клиентам нужны скорость, точность, мультимодальность, электронные сервисы. Эту задачу без создания линейки новых скоростных грузовых вагонов решить невозможно. Это необходимо для усиления позиций железнодорожного транспорта в конкуренции за грузы.

В частности, для создания новых транспортных продуктов потребуются платформы для перевозки контейнеров с возможностью движения со скоростью до 140 км/ч, а перспективные разработки крытого вагона-паллетовоза с увеличенным объемом кузова и раздвижными стенками и «сотового контейнера» для мелких партий грузов позволят создать логистические схемы, интересные малому и среднему бизнесу.


© Евразия Вести
XII 2020