ТРАНСЖАТ

Цифровая трансформация с российским акцентом

В ОАО «РЖД» не стремятся полностью отказаться от поставок зарубежного оборудования. Однако его доля в общей структуре закупок снижается. А вместе с ней и степень зависимости от импорта.


Цифровая трансформация с российским акцентом


Стратегия цифровой трансформации РЖД, как отметил заместитель генерального директора ООО «РЖД-Техно­логии» Даниил Олейник, включает в себя восемь ключевых цифровых платформ, охватывающих основные бизнес-процессы управления компанией, которые, в свою очередь, разбиты на высокотехнологичные проекты, обладающие высоким трансформационным потенциалом. При этом ставится задача повышения импортонезависимости. Это означает, что к выбору IT-решений применяется дифференцированный подход, уточнили в департаменте информатизации ОАО «РЖД».

Таким образом, идет постоянный поиск поставщиков, способных помочь в реализации потенциала цифровой трансформации РЖД. В первую очередь это относится к российским компаниям, решения которых могут обеспечить успешную реализацию программы импортозамещения. Работы на данном направлении ведутся в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 29.06.2018 г. о реализации плана мероприятий, направленных на преимущественное использование отечественного программного обеспечения в 2018–2024 гг. В качестве примера можно привести переход на сервисы с клиентскими веб-интерфейсами от российских поставщиков. В частнос­ти, в конце прошлого года завершился перевод с корпоративных почтовых программ Microsoft на отечественные решения – как для стационарных АРМ, так и для мобильных устройств, сообщил представитель компании «Сталкер­Софт». При этом предусмотрено выполнение специфических требований заказчика. Например, почтовая программа обеспечивает дополнительную безопасность обмена данными. Переход на отечественный браузер сопровождался добавлением в него средств быстрого доступа к корпоративным приложениям и криптографических алгоритмов.

С другой стороны, цифровая трансформация не предполагает полной замены информационных систем от зарубежных производителей. Главное – изучить потенциал развития предлагаемых на рынке продуктов. Внедрение новых и вывод из работы устаревших систем предполагается осуществлять постепенно. Однако непременным требованием к новым продуктам становится тест на импортонезависимость. Например, в 2020–2024 гг. намечена замена аппаратной платформы IBM на продукт с открытым кодом.

Директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин сообщил, что компания, которую правительство выбрало в качестве пилотной структуры по импортозамещению в сфере IT, планомерно работает над этой задачей. На данный момент разработаны нормативные требования и определено, какие IT-системы целесообразно перевести на отечественное ПО до 2021 года.

Правда, подобные установки – дело тонкое, поскольку здесь требуется провести грань между выбранной стратегией и соблюдением принципов рыночной конкуренции. Скажем, при организации тендеров в рамках импортозамещения на поставки отечественных серверных платформ ОАО «РЖД» заподозрили в том, что конкурсные условия были заточены на российского вендора. А это отсекало других игроков – компании, продающие продукцию иностранного происхождения.

В частности, компания Yadro инвес­тировала около 2 млрд руб. в серверы хранения данных с учетом требований крупных российских корпораций и государственных структур, а теперь активно продвигает свои решения в этих сегментах. Сеть мейнфреймов в ГВЦ ОАО «РЖД» нуждается в модернизации на фоне необходимости поддержки технологий искусственного интеллекта для автоматизации аналитики техничес­ких процессов, внедрения малолюдных технологий и элементов промышленного интернета вещей. Вопрос в том, по каким критериям следовало выбирать стратегического поставщика.

В конце июня 2019 года ОАО «РЖД» при закупке серверов Yadro со стартовой ценой в 1,66 млрд руб. столкнулось с проблемой из-за предписания ФАС, в котором указывалось, что преференции для отечественного железа следует считать неправомерными. Поэтому сделка не состоялась. Примечательно, что в следующий раз, в декабре, в тендерной документации уже не было прописано, что заказчик отдает приоритет товарам российского происхождения. Формально антимонопольные требования были учтены. Но в итоге в тендере остался только один поставщик, который и вышел победителем. Поскольку подобное допустимо, то ОАО «РЖД» реализовало сделку на приобретение 49 серверов пяти типов (так следовало из документов, размещенных на сайте госзакупок) для реализации принципов импортозамещения.

Сила электричества


Важным направлением в сфере им­портозамещения в ОАО «РЖД» называют выпуск устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Есть немало проектов, которые убеждают в том, что российские поставщики способны поставлять конкурентоспособные продукты. В частности, недавно были поставки средств ЖАТ для Московского центрального кольца – объекта очень сложного с точки зрения организации движения поездов. Но отечественные предприятия решили поставленную ОАО «РЖД» задачу. Есть и другие новинки – современная микропроцессорная автоблокировка с тональными рельсовыми цепями АБТЦ-И, которая внедряется на участках с высокой интенсивностью движения, а также оборудование для обес­печения работы диспетчерских центров управления перевозками.

Правда, что касается устройств ЖАТ, то в обозримом будущем ОАО «РЖД» не сможет обойтись без поставок комп­лектующих к ним из-за рубежа. Однако одним из способов снижения уровня зависимости от импорта служит передача технологий на сборку аппаратуры и производство ее компонентов в РФ.

Сюда же примыкают закупки инже­нерно-технологического оборудования и средств связи. В то же время, как признают специалисты, в активе ОАО «РЖД» накопилось немало проектов, которые довольно долго находятся в статусе пилотных. А значит, они не доведены до логического завершения и возникли затруднения с их дальнейшим тиражированием на сети. В концептуальную модель научно-технической деятельности ОАО «РЖД» предполагалось заложить решения, которые помогут поэтапно снять эти вопросы. Однако эта задача была решена лишь частично.

Достаточно сильные позиции российские компании смогли занять в секторе оборудования для обеспечения энерго­эффективности. В качестве примера можно привести Московскую железную дорогу. Здесь, во-первых, сэкономили значительное количество электроэнергии за счет рекуперации при торможении поездов, в том числе благодаря установке на электровозах современного оборудования, сообщили в ООО «СТМ-Сервис». Ранее использовавшиеся системы оказывались недолговечными. В результате машины нередко выходили в рейс с неработо­способными устройствами рекуперации. Во-вторых, маневровые тепловозы оснастили системами автоматического запуска/остановки дизеля тепловоза, что и позволило оптимизировать затраты дизельного топлива при горячем простое машины в ожидании работы. В-третьих, в вагонах в ряде помещений для обогрева были установлены колонки низковольтного питания. Все это изделия отечественных компаний.

Свой комплект локомотиву ближе к телу


Российские предприятия выпускают достаточно широкую палитру оборудования в рамках импортозамещения. Например, напольные шкафы для хранения и защиты электрооборудования и устройств управления системами железнодорожной автоматики и телемеханики, пусковые трансформаторы в устройствах ЖАТ для питания рельсовых цепей.

Актуальными являются поставки современных устройств защиты от импульсных перенапряжений. Их отличают от старых образцов не только улучшенные технические характеристики, но и удобство монтажа. В частности, устройства состоят из двух компонентов (базы и сменного модуля), что позволяет быст­рее заменять их при выходе из строя (без изъятия из эксплуатации всего устройства). Кроме того, модуль имеет встроенную контактную группу, которая служит средством удаленного мониторинга, информируя персонал о выходе из строя отдельных элементов, что повышает эффективность ремонта. Старые устройства (выравниватели, разрядники), установленные в действующих схемах элект­рической централизации, автоблокировки и релейных шкафах переездной автоматики, требуют замены.

Согласно программе импортозамещения в новых электровозах все более широко используют компоненты отечественного производства. Российские компании уже выпускают тяговые преобразователи, вспомогательные приводы, тяговые электро­двигатели, трансформаторы и оборудование системы управления. Заметны подвижки в производстве современных двигателей. Например, НЭВЗ реализует проект, который входит в список приоритетов, составленных Минпромторгом России, по выпуску тяговых двигателей для тепловозов. Специально под него были оборудованы цеха. Заявленные объемы, свыше 1 тыс. ед., пойдут прежде всего на замену моделей, ранее поставлявшихся с Украины. На очереди выпуск генераторов, расширение палитры вспомогательных электрических устройств и механизмов для локомотивов. Все это – в рамках проектов по импортозамещению. В ОАО «РЖД» также ожидают передачу для отечественного локомотивостроения технологий выпуска асинхронного тягового привода.

Заметим, предприятия, выпускающие стратегическую продукцию в сфере транспортного машиностроения, включая локомотивы и вагоны, получали солидную финансовую господдержку в рамках проектов импортозамещения. При распределении средств, как подчеркивали в правительстве, в расчет принимался рыночный спрос.

Для поощрения импортозамещения действует и специальная программа ОАО «РЖД», которая в последние годы тесно увязана с планами закупок холдинга. Такой подход позволил снизить его зависимость от иностранной продукции и соответственно увеличить долю отечественных компаний в поставках, а также уровень локализации производства в РФ. Это обеспечило сокращение к 2020 году потребления зарубежной продукции до 9% от общего объема закупок холдинга. По данным НП «ОПЖТ», наиболее весомая доля данной программы относится к сегменту производства подвижного состава.

Ключевые предприятия железнодорож­ного машиностроения в период пандемии коронавируса включены в список системообразующих в РФ. Это значит, что они вправе рассчитывать на меры господдержки, которые помогут заводам пережить это трудное время. Однако, как отметили их представители, этого сейчас явно недостаточно. В частности, от калининградских компаний поступило предложение снизить все виды налогов на 20–30% до конца текущего года и разрешить перенос сроков сдачи основных заказов. Им также оказалась необходима помощь в получении льготных кредитов, в том числе на пополнение оборотных средств. Причем уже сейчас, а не осенью текущего года.

Это особенно актуально в связи с уменьшением возможностей для экспорта продукции российского железно­дорожного машиностроения, который был ранее назван одним из способов снижения себестоимости продукции (за счет расширения сбыта). По данным ИПЕМ, российские поставки осуществлялись в Эстонию, Литву, Венгрию, Сербию, Испанию, на Кубу, в Азербайджан и Иран. Сейчас железнодорожные администрации этих стран испытывают финансовые затруднения.

Кроме того, следует учитывать, что в последние 5 лет монополия последовательно проводит оптимизацию закупок локомотивов через контракты жизненного цикла. При этом периодически в них вносят поправки под влиянием внешних факторов, которые могут повлиять на исполнение договоров и закупку тягового подвижного состава, уточнили в ОАО «РЖД». В частности, пандемия также подталкивает холдинг растянуть по срокам реализацию части проектов.

Все это создает дополнительные риски для предприятий, выпускающих продукцию для железнодорожной отрасли. Тем не менее, как считают отраслевые эксперты, программы снижения импортозависимости ОАО «РЖД» приняты в целом сбалансированными и верными.

Цитата


«Комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога» обеспечивает устойчивость и конкурентоспособность ОАО «РЖД», повышает привлекательность транспортных и логистических технологий, представляемых клиентам. Проект позволяет не только уменьшить бумажный документооборот, но и снизить влияние человеческого фактора на процессы обеспечения железнодорожных перевозок, повысить надежность и безопасность движения, а также снижает стоимость жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, цифровизация дает дополнительный импульс развитию транспортной логистики и способствует притоку дополнительных грузов в международные транспортные коридоры.
Цифровизация предполагает интеграцию информационных ресурсов и систем, таких как электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», автоматизированные системы для оформления перевозочных документов в электронном виде, а также для эффективного взаимодействия компьютерных сетей ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами.
В ОАО «РЖД» создан эффективный механизм принятия долгосрочных решений в области импортозамещения, исключающий дублирование затрат. В частности, более 90% прикладного программного обеспечения в компании уже отечественного производства.
В дальнейших разработках ставка сделана прежде всего на российские решения.
Импортозамещение развивается также не только за счет заключения контрактов с российскими IT-компаниями и поставщиками, но и путем повышения уровня локализации используемых на сети РЖД технологий. Таким образом, проект «Цифровая железная дорога», с одной стороны, открывает новые возможности для российских разработчиков инновационных решений. А с другой – снижает риски, связанные с поведением западных вендоров, которые расширили санкции и ограничения условий предоставления своих продуктов российским клиентам. Наиболее отчетливо это проявилось в нефтегазовой отрасли».

Юрий Искандеров,
генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований»

Автор:Александр Солнцев