ТРАНСЖАТ

Прощание со светофорами

На Восточно-Сибирской магистрали впервые внедряют новую систему регулирования движения на горно-перевальном участке

На участке Большой Луг — Слюдянка, находящемся рядом с Байкалом, 15 марта началось переключение автоблокировочного оборудования на новую систему, обеспечивающую интервальное регулирование движения поездов с подвижными блок-участками. Работы завершатся до конца апреля.
85-километровый участок от Большого Луга до Слюдянки-2 — самый грузонапряжённый на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги. Интервал движения поездов здесь составляет восемь-девять минут. Однако скоро он будет сокращён до пяти-шести минут за счёт внедрения новой — микропроцессорной — системы автоблокировки АБТЦ-МШ.

Эта технология отлично зарекомендовала себя в ходе эксплуатации на Московском центральном кольце, на отдельных участках Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Дальневосточной и Забайкальской железных дорог. Но впервые система интервального регулирования будет использована на достаточно протяжённом горно-перевальном участке со смешанным грузовым и пассажирским движением.

Новая технология позволяет отказаться от привычного деления дороги на блок-участки с проходными светофорами. Движение составов будет осуществляться по сигналам локомотивной сигнализации АЛС-ЕН. Таким образом, светофоры на границах блок-участков будут не нужны, машинист будет руководствоваться не сигналами о занятости перегона, а расстоянием до впереди идущего состава.

Реализация проекта началась в октябре 2019 года. Проектные работы выполнил институт «Гипротранссигналсвязь», а генподрядчиком выступила компания «Элтеза».

Строительно-монтажные работы начались в августе 2020 года. На всём протяжении участка была произведена укладка кабельных и оптико-волоконных линий связи. На станциях Ангасолка, Глубокая, Андриановская установлены новые модули ЭЦ-ТМ (электрическая централизация, транспортабельный модуль). В них размещена аппаратура сигнализации, централизации и блокировки перегонов и станций, там же оборудованы служебные помещения для обслуживающего персонала.

Параллельно велись подготовка парка электровозов и обучение машинистов. При переходе на систему интервального регулирования с подвижными релейными полуавтоматическими блок-участками РПБУ была проведена перепрошивка локомотивных устройств безопасности КЛУБ-У на более чем 500 электровозах, была разработана новая инструкция по организации вождения поездов на данном участке.
«С начала марта мы провели аттестацию руководителей локомотивных бригад, машинистов-инструкторов. Такая же работа была организована во всех локомотивных депо, — рассказал главный инженер Восточно-Сибирской дирекции тяги Евгений Юнак. — На сегодняшний день все локомотивные бригады понимают, как водить поезда на этом участке».

Для машиниста отличия заключаются в отсутствии привычных напольных светофоров.
«Информация о дистанции до впереди идущего поезда будет отражаться на комплексном локомотивном устройстве безопасности, — объясняет Евгений Юнак. — Устройство будет показывать до 10 участков удаления от впереди идущего поезда, что позволит машинисту правильно выбрать скоростной режим».

Раньше расстояние между поездами с учётом длины стационарных блок-участков составляло от 6 до 9 км. После перехода на интервальное регулирование эта дистанция сократится до 2−3 км.

Переключение будет производиться поэтапно. Первым на новую систему автоблокировки был переведён участок Ангасолка — Слюдянка.
«15 марта в ходе 12-часового „окна“ существующая релейная система централизации станции Ангасолка была заменена на новую микропроцессорную систему МПЦ-ЭЛ, — рассказывает главный инженер службы автоматики и телемеханики Александр Степанов. — Вместо системы тональной автоблокировки была подключена микропроцессорная автоблокировка АБТЦ-МШ. На станции Слюдянка существующая система МПЦ заменена на новую систему МПЦ-ЭЛ».

Полностью участок Восточно-Сибирской железной дороги от Большого Луга до Слюдянки-2 будет переведён на новую систему регулирования до конца апреля.

Сергей Кулыгин

Иркутск